16+ 20 ноября, понедельник
обновление в 19:00
Рынок жилья

Видео

Twitter BN.RU

пресс-релизы

Индексы БН.РУ


17.12.2015 | 15:20

Реконструкция центра Краснодара: план, который лопнул?

Текст: Марк Паверман    Фото: из личного архива Виталия Бондаря

В начале 2006 года власти Краснодара анонсировали амбициозный план реконструкции исторических кварталов. Как обстоят дела спустя 10 лет и насколько сложно превратить центр в уютный оазис БН рассказал Виталий Бондарь, внештатный советник мэра Краснодара по вопросам сохранения исторического наследия.

Работа по реконструкции центра Краснодара стартовала в начале 2006 года. Впоследствии проект планировки этой части города был разработан петербургским институтом «Урбанистика». Согласно ему, срок окончания реконструкции – 2025 год. Изначально проект включал 250 кварталов общей площадью более 1,5 тыс. га (впоследствии – 320 кварталов).

Почти за каждым участком были закреплены конкретные инвесторы и застройщики. Из зоны реконструкции предполагалось расселить более 60 тыс. человек. На месте снесенного ветхого и аварийного жилья должны были быть возведены многоквартирные дома, торговые комплексы, офисные здания, проложены новые коммуникации. Объем новой застройки должен был составить порядка 5 млн кв. м общей площади.

Сейчас, по данным мэрии, в реконструируемых кварталах строится порядка 70 объектов. В новое жилье переселены около 6 тыс. горожан из 2115 аварийных помещений. Краснодарцам было предоставлено 2328 квартир. Осталось расселить жителей более одной тысячи ветхих домов.

 

– Виталий Вячеславович, сегодня мы наблюдаем не лучшее состояние дорог в центре Краснодара, за исключением, пожалуй, главной магистрали – Красной ул. Почему так трудно идет реконструкция исторического центра? Какая связь между состоянием дорог и реконструкцией исторического центра?

– Истоки проблемы восходят к войне и послевоенной градостроительной политике. По официальной статистике, Краснодар оказался в числе 15 наиболее разрушенных войной городов РСФСР и имел право получить на восстановление субсидии из союзного бюджета.

Но местные власти проявили инициативу, и появился лозунг «Краснодарцы сами восстановят свой город». Так же получилось и в соседнем Ростове-на-Дону. После отказа от денег пришлось исходить из собственных возможностей. Если в наличии были руины старого купеческого дома на прочном фундаменте, его достраивали до двух-трех этажей. Многие дома восстанавливались по технологии саманных и турлучных мазанок, в том числе в центральных районах. Естественно, все это потом многократно достраивалось и перестраивалось, постепенно превращаясь в полный хаос. В частном секторе в центре Краснодара и сегодня много таких домов. Но главные утраты архитектурный облик города, понес, конечно, в последние два десятилетия.

Послевоенные архитектурные тенденции застройки центров крупных городов СССР – это большие открытые общественные пространства с монументальными зданиями. В Краснодаре эту концепцию смогли реализовать лишь на Красной улице, которая еще с XVIII века имела статус главной магистрали. А остальные улицы долгое время были не столь значимыми. В итоге имеем то, что имеем.

– Не слишком ли мелка для сегодняшних реалий квартальная сетка центра Краснодара? Может, стоит укрупнить ее, расширить транспортные магистрали?

– Краснодар признан историческим поселением. Планировка центральной части относится к концу XVIII века. Центр представлял собой на карте как бы поставленный на вершину треугольник. И Северная улица, ныне вторая по значимости после Красной, еще в довоенное время была северной окраиной, за которой начинались промышленно-складские зоны. Существующую планировку центра и квартальную сетку мы менять не вправе – это запрещает ст. 59 ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Недопустимо менять градостроительную композицию, планировочную основу, масштаб улиц и ряд других параметров. Полагаю, это правильно – при грамотном подходе к реконструкции можно и нужно вписаться в существующую «геометрию» центра.

– Можно ли в принципе гармонично сочетать историческую застройку с современной? Знаете ли вы примеры таких решений?

– Конечно, можно. В нашем отечестве, правда, таких примеров немного. Это центры Санкт-Петербурга, Белгорода, Владимира, Пскова, некоторых других городов. Отмечу, что в этих городах и власти с большим пониманием относятся к сохранению исторического наследия, и специалистов, знающих как это делать, гораздо больше.

Мировая практика свидетельствует – исторический центр нужно оставить в покое, а деловой вынести за его пределы. Если эти функции будут разделены, то ни переделывать транспортную структуру, ни расширять улицы не придется.

Функциональным назначением исторического центра должны стать культурные, образовательные учреждения, развлекательные заведения и, конечно же, зоны отдыха. Нам необходимы хотя бы небольшие зеленые скверики на 2-3 квартала – таких зон в сердце Краснодара катастрофически не хватает.

Но будем реалистами – полностью вынести деловые объекты за границы центра вряд ли удастся. Очевидно, что в обозримом будущем останутся здесь и жилые дома. Вообще, жилье в исторических кварталах – не проблема. Но при условии, что его владельцы сознают, что, по сути, они являются пользователями и хранителями исторических построек и несут ответственность за лицо города. К сожалению, в Краснодаре жилье в исторических зданиях редко ассоциируется с элитным. Скорее, наоборот – в разные времена старые здания заселялись по принципу «уплотнения», и сегодня цена 1 кв. м в таком доме порой меньше, чем в панельной новостройке на окраине.

– Назовите примеры исторических объектов, безвозвратно утраченных за прошедшее десятилетие, о которых вы сожалеете более всего.

– Могу назвать жилой дом начала XX века на Кожевенной ул., 42, хорошо известный краснодарцам как «Столовая кожзавода», снесенный компанией «Нефтестройиндустрия- Юг», которая, насколько мне известно, не понесла за это наказание.

Еще один пример – историческая баня купца Марка Лихацкого 1893 года постройки на углу Красной и Длинной ул. Здание де-юре сохранили и даже отреставрировали, но де-факто просто задавили строящимся 22-этажным отелем «Мариотт». Колоритный купеческий дом и вовсе оказался внутри квартала. К сожалению, эти примеры не единичны.

– Удалось ли в какой-то степени реализовать план реконструкции центра Краснодара 2006 года?

– Этот проект, на мой взгляд, носил исключительно коммерческий характер и к действительно необходимой реконструкции исторического центра прямого отношения не имел. Он был несостоятелен ни с юридической, ни с градостроительно-архитектурной, ни, как позже выяснилось, с экономической стороны. Инвесторы на каждый квартал просто «назначались». Выбора не было: хочешь работать в Краснодаре и дальше – изволь подписаться на участие в реконструкции. Собственно, выбора не было и у городской власти – она просто выполнялся заказ отдельных высокопоставленных лиц администрации края. Никаких реальных рычагов воздействия на ситуацию, судя по всему, у города попросту не было.

Сегодня, изучая проект 10-летней давности, мы видим названия множества компаний, и, как говорил классик, «иных уж нет, а те далече». Многие не пережили кризис 2008-2009 годов. Да и сам проект реконструкции 2006 года не состоялся по этой же причине, и сегодня сохраняется шанс действительно грамотно, вдумчиво, без спешки и излишней «коммерциализации пространств» подойти к вопросу. Все же такие глобальные перемены должны производиться в интересах горожан, с прицелом на будущее. На мой взгляд, этот проект имел лишь одну положительную черту – острая необходимость реконструкции центра Краснодара была официально признана на высоком уровне.

– А какой, на ваш взгляд, должна быть правильная реконструкция центра?

– Нужно формировать Генплан города исходя из обязательного условия сохранения архитектурно-градостроительного наследия, с учетом исторической планировки, зон охраны отдельных зданий и ансамблей (включая зоны и точки визуального восприятия зданий-памятников), с учетом понесенных историческим обликом города утрат.

Я бы начал с инвентаризации или хотя бы обзорного мониторинга объектов наследия в центре. После этого нужно скорректировать существующий историко-архитектурный опорный план, а затем – определить доминанты в центре, продумать, как можно сгладить сложившиеся противоречия между современной застройкой и исторической. Проектировать развитие города нужно, отталкиваясь от исторического центра, увязывая меры по его сохранению с требованиями развития транспортной схемы, потребностями модернизации инженерных сетей и т.д.

– Целесообразно ли сохранять трамвайное движение в центре?

– Обязательно надо сохранять! К сожалению, мы уже видим тяжелые последствия ликвидации отдельных трамвайных линий в Ростове, Москве, Воронеже и других городах. Сохранение городского электротранспорта для Краснодара – важнейший момент, за который действительно можно сказать спасибо нашим городским властям.

Во-первых, трамвай – один из символов Краснодара с 1900 года (а уже в 1910 году власти озаботились, чтобы протянуть трамвайную ветку к зоне отдыха – Чистяковской Роще). Во-вторых, в Краснодаре, ставшем «городом не для людей, а для автомобилей», трамвай наименее подвержен уличным пробкам. Могу с уверенностью сказать как краснодарец в пятом поколении – если в нашем городе куда-то хочешь попасть вовремя, садись на трамвай. Метро, как известно, у нас нет.

– Давайте помечтаем. Допустим, сложились идеальные условия – власти открыли достаточное финансирование реконструкции центра, со всей страны подтянулись грамотные историки, архитекторы, дизайнеры, строители. За какой срок можно привести центр Краснодара в достойный вид?

– Думаю, 4-5 лет будет вполне достаточно. Но, увы, в сегодняшней экономической ситуации, когда сокращается финансирование даже самых необходимых статей, стоит задача хотя бы сохранить те уникальные здания, которые мы имеем.

 

Справка БН

Бондарь Виталий Вячеславович, 1970 г. р. Государственный эксперт Минкультуры РФ, начальник отдела экспертно-консультативной деятельности Южного филиала РосНИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, член Союза архитекторов России.

Комментарии (1)   |  

Добавить комментарий

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Любое воспроизведение, распространение, публичный показ, доведение до всеобщего сведения, перевод и другая переработка, а также иные предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации способы использования материалов, размещенных в сети интернет по адресу www.bn.ru, допускаются только с разрешения ее правообладателя – ООО «Управляющая компания ”Бюллетень недвижимости”» с учетом Правил заимствования.
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ
Рейтинг@Mail.ru
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности BN.ru
Система Orphus